Обнаженная натура в мировой живописи

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский и украинский художник. Портретист. Родился 24 июля ( 4 августа по новому стилю) в г. Миргороде на Украине в казачьей семье. Учился живописи у своего отца и дяди Ц иконописцев. Пройдя воинскую службу, занимался религиозной живописью в традициях украинского барокко( Богоматерь с младенцем 1784, музей украинского искусства Киев). В 1787 пишет аллегорические композиции для торжественного оформления пути Екатерины второй в Крым. В конце 1788года переезжает в Петербург. Здесь его творчество развивается под влиянием Д. Г. Левицкого. С 1792 занимается и работает с австрийским художником И. Б. Лампи. В Петербурге Боровиковский становится близким с крупнейшими деятелями русской культуры своего времени, это- писатель В.В. Капнист, поэт Г.Р. Державин и др. С начала 90 годов наряду с композициями на религиозные темы писал миниатюры (портрет В.В. Капниста, который находится в Гос. Русском Музее) и близкие с ним по характеру исполнения интимные портреты ( "Лизынька и Дашенька". 1794) , в которых разрабатывал в противовес официальному, сословному портрету тип изображения УчастногоУ человека, с его прирождёнными склонностями, простыми чувствами, наиболее полно раскрывающимися в непринуждённой обстановке домашнего интерьера или в естественном окружении. В ранний петербуржский период создаёт много миниатюрных портретов, обычно написанных маслом, но подражающих эмалевой живописи, а также малоформатных портретных картинок, близких по стилю к миниатюре( Г.Р. Державин 1795, Торжковская крестьянка Христинья, ок. 1795, обе Третьяковская галерея).

В образной и художественной системе Боровиковского нашли отражение черты сентиментализма, особенно проявившиеся в женских портретах 2-й половины 90-х годов. В них свежо и живо схваченный индивидуальный облик модели сочетается с общим идиллическим настроением ( "М.И. Лопухина".1797, " В.И. Арсеньева ", 1795,). В начале 19 века работы Боровиковского под влиянием классицизма становятся более сдержанными по настроению и сухими по живописи. К числу самых эффектных работ мастера принадлежат портрет Павла I в коронационном одеянии (1800, Русский музей). Активное, героическое начало, предвосхищающее романтизм, чётко проступает в портрете генерала Ф. А. Боровского(1799, Русский музей). Прежняя воздушная дымка уступает более контрастным цветовым созвучиям в картине Сестры А.Г. и В.Г. Гагарины (1802); возрастает волевая собранность характера( Неизвестная в тюрбане (возможно писательница Ж. де Сталь, 1812; оба в Третьяковской галерее). В 1810-х Боровиковский пишет всё больше групповых портретов, сводящих воедино разные поколения ( А. И. Безбородко с дочерьми ,1803, Русский музей) В 1804-11 создаёт ряд колористически - напряжённых религиозных образов для Казанского собора в Санкт-Петербурге. Напротив, в поздних светских работах проявляется жестокость, суховатая педантичность манеры. В поздний период Боровиковский активно занимается преподаванием, организовав у себя дома нечто вроде частной школы (среди учеников был А.Г. Веницианов).

Одной из ранних работ Боровиковского является скромный и поэтичный портрет О.К. Филипповой (начало1790-х гг. Гос. Русский музей), жены помощника архитектора Воронихина, написанный мастерски. Крайним произведением, созданным в Петербурге, относится портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке, варьированный затем самим Боровиковским (в середине 1790-х гг., Гос. Третьяковская галерея, повторение конца 1800-х 1810-х гг., Гос. Русский музей). Боровиковский показал царицу казанской помещицей (как иногда она называла себя), одетой в тёплый салоп, гуляющей в собственном парке. В портрете подчёркнуты интимность настроения, домашняя простота. В нём намечается относительное опрощение образа человека, ещё более заметное, конечно, в портретах других лиц.

К лучшим произведениям XVIIIв. относятся прекрасные, одухотворённые портреты Боровиковского Неизвестной с медальоном на груди ( портрет Шидловской, 1798), Е.А. Нарышкиной(1799) и М.И. Лопухиной(1797), - исключительный по лиризму настроения и красоте живописи( все три в Гос. Третьяковская галерея). От них отличны полные достоинства и серьёзности мужские портреты: Г.Р. Державина(1795, Гос. Третьяковская галерея), Д.П. Трощинского(1790-е гг., Гос. Русский музей). Героичность, патетическая воодушевлённость выражены в портрете генерала Ф.А. Боровского(1799, Гос. Русский музей). Особенной жизненной непосредственностью отличается созданный в 1802г. потрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных (Гос. Третьяковская галерея). Композиционное и колористическое единство этого произведения способствует воплощению внутренней образа девушек, увлечённых пением и музыкой.

Лирическое очарование было подчеркнуто Боровиковским и в людях отнюдь не принадлежавших к обычным привилегированным персонажам портретов. Так, им был написан портрет торжковской крестьянки Христинии (ок. 1795, Гос. Третьяковская галерея). Это изображение ново по своему содержанию именно по тому, что в нём нет уже и следов этнографического отношения к модели. Художник написал крепостную крестьянку со свойственным ему поэтическим восприятием внутреннего мира человека.

Стилистическое развитие Боровиковского можно наглядно представить, сравнив 2 портрета, близких по времени написания (конецXVIII- самое начало XIXв.в.), полностью совпадающих композиционно, но различных по трактовке. Это портреты Арсеньевой(1796) и Скобеевой (оба в Гос. Русском музее). Е.Н. Арсеньева, дочь одного из суворовских генералов, изображена шаловливо-лукавым подростком. Её портрет написан в дымчато-серых тонах, незаметно переходящих один в другой; контуры лица и фигуры смягчены, неясны, почти не уловимы. В отличие от Арсеньевой Скобеева показана строгой, стремительной, решительной; в её портрете подчёркнута пластически ясная лепка крупных форм, разграниченных чёткими контурами.

Главная
15 Век
16 Век
17 Век
18 Век
19 Век
20 Век
Прочее
Статьи
Контакты
Ссылки
Поиск
  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100