Обнаженная натура в мировой живописи

Рубенс Питер Пауль

Рубенс Питер Пауль(1557 - 1640) - фламандский живописец, глава фламандской школы живописи ёпохи барокко.Родился Рубенс в семье юриста. В 1889 году поселился в Антверпене, где получил разностороннее гуманитарное образование. Рано начал заниматься живописью, Учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. 1591 - 94), О. Венуса (ван Вена; ок. 1594 - 98). С 1600 по 1608 гг. жил в Италии ( Риме, Мантуе, Генуе), где изучал произведения Микеланджело, венецианских живописцев, братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии Изабеллы Австрийской. Уже в первых произведениях Рубенса, выполненных после возвращения на родину, появилось стремление переработать впечатления от итальянских мастеров в духе национальных художественных традиций. Созданный Рубенсом в начале 1610 - х гг. монумент религиозной композиции, идущие стилистически в русле барокко в соборе Онзе - ливе - Врауёкерк, Антверпен, отмечены театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Вместе с тем в них пробиваются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, характерного для последующего творчества художника. В начале своего творческого пути Рубенс выполнил ряд парадных портретов в духе старых нидерландских реалистических традиций ( "Автопортрет с Изабеллой Брант" 1609, отличающихся интимной простотой композиции, тщательностью воссоздания облика моделей и нарядных деталей одежды. Серия 1610 -х гг. отмечена обращения Рубенса к классическим мотивам и традиционного воссоздания человеческой фигуры, ясности и монументальной цельности композиции. В 1612 - 20 гг. складывается зрелый стиль художника. Обращаясь к темам античности и христианской мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Картины ётого периода отличаются многообразием композиции, светлостью колорита. Постепенно отказываясь от применения локальных цветов, Рубенс достигал исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов. Тёплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно - розовые, жемчужно - серые, красно - коричневые и мягкие зелёные оттенки сливаются в ликующую, праздничную и гармоничную красочную гамму. К 1615 - 20 гг. Рубенс получил широкое признание и известность. Обширная мастерская художника ( в которой работали и крупные живописцы - А. ван Дейк, я. Йорданс, Ф. Снейдерс ) выполняла по заказам европейской знати многочисленные монументально - декоративные композиции. В цикле картин для французской королевы Марии Медичи ("История Марии Медичи" , ок.1622 - 25.Лувр), отличающемся декоративным блеском живописи, Рубенс сочетал мифические фигуры и иносказание с реалистическими ёлементами. что являлось новым словом в развитии исторической живописи. Он вып олнил много парадных аристократических портретов, воссоздавая с исключительным мастерством и чувственной убедительностью физический облик и особенности характера модели ( портреты Марии Медичи, ок. 1622 - 25, Прадо и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620.Ст. пинакотека, Мюнхен). Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в т. ч. " Портрет камеристки инфанты Изабеллы" (ок.1825.ГЭ), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели. Около 1611- 18 гг. Рубенс выступил и в качестве архитектора ( отмеченный пышностью и роскошью собственный дом художника в Антверпене). Существенное место в творчестве Рубенса занимает пейзаж. Используя приёмы "идеального" европейского пейзажа, он перерабатывал их в духе национальной пейзажной школы. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или поёзии сельского бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, мягкостью красок, они воспринимаются как обобщённый опоэтизированный образ фламандской природы. В 1626 году, потеряв свою жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где вновь знакомился с произведениями Тициана, работами испанских мастеров. В 1630 -х гг. начался новый период творчества художника: Рубенс подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевайте (Брабант). Тонкая жизненность и поэтическая одухотворённость, ёмоциональный колорит свойственны многочисленным портретам второй жены художника Елены Фаурмент ( "Шубка" , ок. 1638 - 40, М. истории истории искусств, Вена), иногда изображённой в виде мифических персонажей ("Вирсавия", ок. 1635. Картинная галерея, Дрезден). Тематика произведений ётого времени многообразна. Наряду с поэтическими пейзажами он писал сцены деревенских празднеств, исполненные грубоватой правды и захватывающей жизнерадостности. В "стеновский" период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной. Манера письма приобретает исключительную свободу и лёгкость ("Елена Фаурмент с детьми", ок. 16638 - 40, Прадо; "Вакх", около 1638 - 40, ГЭ). Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки. зарисовки голов и фигур, изображения животных. ёскизы композиций, другое. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских художников. Его влияние испытали также многие европейские художники 18 - 19 веков ( А. Ватто, Ж.О. Фрагонар, Э. Делакруа, О. Ренуар и другие).

Главная
15 Век
16 Век
17 Век
18 Век
19 Век
20 Век
Прочее
Статьи
Контакты
Ссылки
Поиск
  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100