Обнаженная натура в мировой живописи

Федотов Павел Андреевич

Федотов Павел Андреевич, русский живописец и график. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Будучи офицером, и после выхода в отставку в 1844 году стал посещать рисовальные классы в Академии Художеств (1944 - 45 ). Учился у А. И. Зауёрвейда в батальной мастерской, пользовался советами К. Брюллова. К первому периоду творчества Федотова (до середины40 - х годов) относятся картины, зарисовки, карикатуры, акварели, батальные сцены, портреты, ряд композиций (серия ,1944 - 46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. В последующих произведениях, исполненных уже маслом ("Свежий кавалер", 1846, "Разборчивая невеста", 1847, "Сватовство майора", 1848 - все в ГТГ), Федотов более сложно строит сюжет, давая повествовательное раскрытие события.

В своих работах Федотов добивается гармоничности композиции, чистоты красок, чёткости деталей. Используя традиции народного творчества Федотов сочинял стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках. Лучшие живописные портреты Федотова - небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке, отмечены живописным единством ("Е, Г. Флуг", около 1850, "Н. П. Жданович",1849 - оба вГРМ). В рисунках Федотов достигает линейного и ритмичного совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно - критического содержания. В конце 40 - х годов к Федотову пришли признание и слава, оказавшимися кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Федотова отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Отказавшись от сатиры, Федотов создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку ("Вдовушка", 1851 - 52, "Анкор, ещё анкор!", 1851 - 52, оба произведения в ГТГ; ("Игроки",1852, Киевский музей русского искусства). Обыденный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ, почти символического характера, передающий безысходность человеческой жизни в атмосфере николаевского режима. Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи 2 -й половины 19 века.

Главная
15 Век
16 Век
17 Век
18 Век
19 Век
20 Век
Прочее
Статьи
Контакты
Ссылки
Поиск
  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100